Отвечаю на вопрос: «В 11 лет ребёнок не выговаривает букву Л, что делать?»
Доброго времени суток дорогие мои читатели. У меня есть рубрика в блоге, где я отвечаю на Ваши вопросы и веду ее я уже достаточно давно. Вопросы бывают самые разнообразные, которые касаются речи детей и взрослых. Родителей часто волнует произношение звуков, а взрослых дикция, нарушения темпа и ритма и тоже иногда произношение звуков.
Сегодня я разберу вопрос, который мне написала мама одного ребенка в инстаграм и спрашивает про то, как научить ребенка выговаривать звук Л в возрасте 11 лет и что вообще нужно делать в данном случае.
Давайте разберемся по порядку. Речь заканчивает свое формирование, как речевая система к 7 годам — это я сразу Вам поясню и поэтому, ждать, что появится звук Л в возрасте 11 лет уже не стоит, Вы просто можете «запустить» речь еще дальше. Поэтому нужно принимать меры, которые помогут Вашему ребенку научиться выговаривать этот звук, то есть нужно проводить работу коррекционную, которая будет занимать время и силы.
Если я сейчас пропишу Вам все методики по порядку и дам перечень упражнений, а также расскажу план работы и что делать, если не получается, ситуация не изменится, пока Вы твердо не решите, что будете заниматься этим вопрос вплотную и не отступите, пока не увидите любую динамику, хотя бы самую простую.
Пообещали самому себе?
Хорошо, пошли дальше.
В первую очередь логопеда будут интересовать причины того, почему ребенок не может произносить для того, чтобы исправить это. Есть многие причины и их виды разные. Наиболее частые — это физические отклонения в строении, например, короткая подъязычная уздечка или очень высокое небо. Но, есть и причины, которые привели к такому произношению, например, неправильное воспитание речи, когда с ребенком при разговоре постоянно «сюсюкаются» и не выговаривают правильно все слова, это тоже влияет.
Если с причинами мы определились, то дальше нужно понять, как это исправить и что нужно для этого сделать. Дальше пойдет методика коррекции, когда ребенка нужно подготовить, научить различать на слух этот звук и выделять в речи. Затем подготовить параллельно все психологические процессы, провести адаптацию к занятиям и к специалисту.
ВАЖНО!
Не в коем случае нельзя упрекать ребенка его неправильным произношение, высмеивать его речь при других. Поймите, то, что для Вас будет казаться «веселым и забавным» произношение каких либо слов, может нанести психологическую травму ребенку и он может просто замкнуться в себе и больше не пойти на контакт, так как для него это будет очень болезненная тема.
Можете посмотреть мое видео на эту теме ниже:
Как Вы поняли уже из видео очень важно найти подход к ребенку, подготовить его и подобрать план работы.
Первым делом после определения причины, нужно провести диагностику и определить тип неправильного произношения. Здесь может быть такое, что звук Л и ЛЬ (поговорим отдельно) полностью отсутствует или искажается в силу неправильной артикуляции и постановки органов. Если звука нет, то нужно подобрать способ постановки.
Если он искажается и как-то неправильно произноситься, то мы все равно будем заново ставить правильное произношение этого звука. Стоит попробовать научить ребенка произносить звук Л по подражанию Вам. В этом случае ребенок будет копировать Вашу артикуляцию, это в том случае, если у Вас правильное произношение этого звука.
Если Вы не уверены в правильности своей артикуляции и не можете использовать этот способ, тогда в этом случае используется способ от артикуляционного уклада, но прежде нужно подготовить все органы артикуляционной гимнастикой. Подойдут упражнения для развития подвижности языка, постановки подъема языка в верх и обучению удержания широкой улыбки.
Используйте статические и динамические упражнения на переключаемость и удержание позы для того, чтобы укрепить мышцы. Какие есть упражнения, вы можете найти в моем блоге, полистав его еще чуть-чуть. После того, как ребенок будет обучен через артикуляционную гимнастику всем нужным движениям можно перейти к формированию правильного положения языка и губ, а также не забывайте о речевом дыхании. Речевое дыхание тоже необходимо формировать, так, чтобы вдох был носовой, а выдох речевой. Обучение выдоху происходит с разной силой, как плавному, как и сильному, продолжительному и короткому.
Учим различать дыхание через рот и нос, чередовать и отрабатываем все эти умения. Тут используются тоже разные упражнения по возрасту и есть методики у разных авторов и разные подходы, лучше всего используйте классическую методику, по-моему мнению, но все зависит от того, что подойдет Вашему ребенку в данный момент.
Если тема интересная, напишите в комментариях мне об этом и я продолжу писать о способах постановки и отработки этого звука в следующих постах!