Доброго времени суток дорогие читатели.
В этой статье мы с вами поговорим про особенности развития речи у детей дошкольного возраста, а именно в возрасте 6 лет. Вы узнаете про нормы развития речи у детей в 6 лет, про особенности развития, а также про игровые упражнения. Хорошим, благоприятным периодом для развития речи является дошкольный возраст. На формирование родного языка речи направлены все процессы: познавательные, физиологические и психические.
Основой качественного школьного образования является правильное развитие речи у детей в возрасте 6 лет. Давайте далее с вами поговорим про особенности развития речи у детей в возрасте 6 лет.
Особенности развития речи детей 6 лет.
Как мы уже знаем, что развитие речи у детей формируется по подражанию окружающим людям. В этот период дети уже способны выражать свои мысли, чувства и переживания через речь, а также использует обширный словарный запас. У детей в этот период речь развивается в процессе сюжетно-ролевых игр. Так как мы знаем, что у детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игровой. В процессе игры, дети овладевают навыками общения, учатся коммуникации, устанавливают правила игры. На седьмом году жизни ребёнок уже будет готов овладеть письменной речью.
Переходим к выделению следующих особенностей развития речи данной категории детей. Ребёнок правильно способен выстроить предложение в лексико-грамматическому плане.
У него появляется развернутая речь, фразовая речь и высказывания.
Ребёнок способен выделять звуки в словах, выделяет гласный ударный слог, у него усваивается слоговая структура.
Ребёнок способен выделять главный признак предметов, классифицировать предметы по предполагаемым признакам.
Для расширения словарного запаса с детьми рекомендуется проводить различные развивающие занятия и игры.
В процессе игры слова из пассивного словарного запаса должны перейти в активной. Разнообразное чтение книг и сказок способствует обогащению и развитию русской речи.
В этот период ребёнок уже хорошо ориентируется во временах года и днях недели, знает месяца. Он понимает, что такое часы и минуты. Он хорошо ориентируется в пространстве. Он знает, как его зовут, знает, как зовут членов его семьи и родственников. Ребёнок может назвать семейные праздники и традиции, знает название городов и профессий, знает цвета и оттенки, части тела и транспорт. Ребёнку знакомы разнообразные природные явления, он знает название бытовых предметов. Он знает какие бывают животные и растения. Он может рассказать свои чувства и эмоции.
Дети в возрасте 6 лет способны узнавать неречевые звуки. Ребёнок может определить источник звука, его сила высоту и громкость. Он может определить различение высоты силы тембра голоса. Ребёнок может говорить, как шёпотом, так и громко, изменять тембр речи. Ребёнок хорошо на слух может различать слова, которые близкие по своему звуковому облику, например, такие как: лук и люк, Мак рак, горка и корка.
Ребёнок в состоянии разделить звуки на твердые и мягкие, шипящие свистящие, глухие и звонкие. Ребёнок может выделить гласные и согласные, ударные и безударные. Существуют разнообразные игры на развитие фонематического восприятия. Ниже я приведу несколько из них.
Игры на развитие фонематического слуха с детьми 6 лет дома.
Например, взрослый человек произносит слова такие как: шуба, кошка, мышь. Ребёнку нужно определить общий звук.
Следующая игра, когда взрослый загадывает звук, например, звук С. Затем он называет различные предметы. Ребёнок хлопает в ладоши, когда услышит загаданный звук С.
Ещё одна игра, когда ребёнку даётся задание назвать предметы в комнате с заданным звуком. Ещё одна игра, когда нужно исправить ошибки. Когда взрослый читает ребёнку стихи, но намерена заменяет звуки на похожие. Ребёнку нужно исправить ошибки.
Можно предложить ещё одну игру. Включить послушать различные звуки природы и голоса животных, а ребёнок должен назвать и определить источник звука.
Нормы развития речи в период 6 лет.
Далее мы поговорим про нормы развития речи в период 6 лет. У ребенка в этом возрасте преобладают существительные, он использует синонимы и антонимы. Слова в предложениях сочетаются по смыслу. Он уже может составлять сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, которые включают причастный и деепричастный обороты. Его речь очень эмоционально окрашенные выразительно.
Упражнения для развития связной речи у детей 6 лет дома.
Ниже я приведу несколько упражнений для развития связной речи у детей в возрасте 6 лет. Развитие устной речи развивается методом подражания. Ваш ребёнок должен слушать правильную и грамматические окрашенную, правильно выставить речь, который он возьмёт за образец. Русский родной язык ребёнок осваивает бессознательно, он воспринимает его просто на слух.
Для того чтобы расширить возможности разговорной речи у детей можно использовать специальный развивающие занятия. Дома Вы можете развивать связную речь в различных бытовых ситуациях.
Читайте вместе с ребенком, обсуждайте прочитанное. Разучивать стихи. По дороге домой подмечать мельчайшие детали, а потом вспоминаете что вы увидели дома.
Попросите ребёнка пересказать сюжет сказки или мультфильма. Предложите ребёнку игру, где ему нужно пофантазировать. Придумайте с ребёнком совместный рассказ и зарисуйте его.
Важной частью развития речи, является развитие психологических функций, очень важно развивать мышление.
Игры для развития мышления у детей 6 лет.
Можно привести такие игры для развития мышления у детей. Вы можете предложить ребёнку различные картинки с изображениями различных предметов, которые он должен объединить смысловые группы. Можно ещё сказать, что это игра «назови одним словом».
Следующая игра — это когда подбирается серия картинок, в которой один предмет лишнее. Ребёнок должен найти лишний предмет, выделить его и объяснить почему. Ещё один вариант — это игры, когда взрослый читает ребёнку подряд несколько слов, а ребёнок должен найти лишнее слово, хлопнуть в ладоши объяснить почему.
Еще 1 игра, когда взрослые описывает предмет, загадав его озадачив детей угадать что это за предмет.
Игры на развитие памяти у детей 6 лет.
Также важно еще развивать память с детьми. Память помогает ребёнку запоминать информацию и в последующем её воспроизводить. Словесно-логическая память является психологической основой речи. Можно использовать такие упражнения.
К примеру, одной игры — это игра «Что изменилось?». Предлагаются две похожие картинки с разными деталями. Ребёнку необходимо найти отличия.
Ребенку можно предложить изображение нескольких предметов, затем нужно посмотреть на них и нарисовать по памяти.
Многие родители очень стремятся к тому, чтобы научить своих детей чтению и письму. Но следует правильно прививать эти навыки ребенку и не спешить. Основной формой развития речи в домашних условиях является содержательная беседа. В процессе общения со своим ребенком нужно использовать только грамотную речь, без слов паразитов. Создавайте дома благоприятные познавательного и социального развития.