Доброго времени суток, дорогие читатели!
Если вы попали на эту страничку, то очевидно, что вы интересуетесь развитием речи ребенка раннего возраста по причине того, что у вас уже подрастает малыш или вы, скоро станете мамой или из профессиональной точки зрения.
Начну с того, что ребенок, который находится еще внутри у мамы уже способен слышать ваш голос и он привыкает к нему. Принято считать, что речь ребенка формируется с момента его рождения и его первой голосовой реакцией считается крик. В дальнейшем ребенок будет вам показывать именно через крик и плачь, когда он голоден, недоволен или хочет контакта с вами или общения.
Раннее развитие речи у малышей до года имеет свои особенности и этапы в становлении речи. Именно этот возраст считается самым важным при развитии речи у ребенка и важно помогать ребенку овладеть речью и научиться понимать и воспринимать речь.
Стадии речевого развития ребенка.
При развитии речи у детей до одного года специалисты выделяют несколько стадий, которые могут помочь точнее определить уровень развития речевой системы у ребенка.
— Самая первая стадия – это крик, эта стадия продолжается примерно до 8 недели и сопровождается громким плачем ребенка при которой он делает вдох и продолжительный вдох с криком.
— Следующая стадия при которой происходит гуление у ребенка. Возрастными границами принято считать от 2х до 5ти месяцев. В зависимости от настроения у ребенка его крик будет окрашен интонацией.
На этом этапе характерным отличием является появление у ребенка таких звуков: агу, гы, кхы, ага, га, эгэ, аа. Появление таких звуков сопровождается появлением у ребенка улыбки и у него начинает формироваться коммуникация, таким образом на выдохе он произносит эти звуки и формируется у него уже речевое дыхание.
— Следующий этап — этап лепетной речи у ребенка. Эта стадия может продолжаться у ребенка вплоть до 11 месяцев и характеризуется такими звуковыми реакциями: па, ба, ля, па-па-па, ба-ба-ба, ля-ля-ля, па-па — папа, ба-ба — бабушка, ля-ля — кукла, ма-ма-ма, па-па-па, да-да-да, ня-ня-ня.
— Следующий этап – это этап появления первых слов. В это время (до конца первого года жизни), ребенок произносит очень простые слова, и он соотносит из с реальными людьми и предметами, происходит соотношение действия и слова.
Возрастные нормы появления звуков в речи ребенка.
Формирование звукопроизношения у детей происходит в индивидуальном темпе, но все же есть определенные нормы, которые позволяют понять, что речь развивается нормально или происходит ее задержка развития.
— В первые месяцы жизни ребенка около 1,5 у него появляются звуки о, а, у, я, ау, уа. Такие звуки являются показателями нормального развития и формирования речи, у ребенка не должно быть всхлипываний на вдохе, пронзительного яркого плача или наоборот очень тихого. Дети этого возраста жизни очень внимательно концентрируются на предметах, которые им показывает взрослый человек и запоминают лица членов его семьи.
— В период от 2х до 3х месяцев ребенок очень активно узнает близких людей и это сопровождается интенсивными движениями рук и ног. Малыш очень активно слушает звуки и узнает источник его происхождения. Появляются звуки: а-а-а, а-а-ги, а-а-гу, а-га.
— В период от 3х до 5ти месяцев ребенок произносит звуки, которые он интонационно окрашивает и произносит: гы, кхы, агу, ага, га, эгэ, аа.
— В период 6ти месяцев у ребенка в нормальном речевом развитии появляются такие звуки: га, ка, па, ма. Постепенно такие сочетание переходят в: ма-ма-ма-ма, ба-ба-ба. Но такие сочетания звуков пока не являются для ребенка самим средством общения. И если говорить про диагностику речи в раннем возрасте, то если есть признак того, что у ребенка угас лепет, то возможно стоит проверить слух у ребенка, и это может быть сигналом для выявления врождённого нарушения слуха – глухоты.
— На 7м месяце жизни ребенка он уже способен четко различать предметы зрительно и способен отыскивать их взглядом по просьбе взрослого, если проводить с малышом такие игры.
— К окончанию первого года жизни малыш уже способен овладеть некоторыми словами в количестве около 20, он уже хорошо произносит слова: папа, баба, дядя, ляля.
В период окончания первого года жизни ребенок должен уже общаться со взрослым словами, которые он знает и речь должно стать для него уже средством общения.
Стоит обратить внимание, если ребенок использует жесты вместо общения, если жесты сопровождаются речью, то волноваться не стоит, а если ребенок не может использовать речь, то стоит начинать развивать ее.
Игры, способствующие речевому развитию детей.
Как я уже писала ранее выше, что речь ребенка начинает формироваться еще в тот момент, когда его мама с ним разговаривает, когда он находится у нее в животике. Очень правильно читать ребенку сказки, слушать музыку, поглаживать живот и разговаривать с ребенком. Ребенок чувствует настроение своей мамы, слышит звуки и слышит биение ее сердца. Так же очень полезны прогулки на свежем воздухе, которые помогут обогатиться кислородом.
На детских площадках, я очень часто выдела косые взгляды «мам», которые оборачивались в след, когда я разговаривала с маленьким грудным ребенком, для некоторых такой подход считается неприемлемым, но это происходит в силу их малой образованности и не желания развиваться.
Очень правильно будет разговаривать с маленьким ребенком, когда ваша речь будет эмоционально окрашена и стоит комментировать каждое ваше действие, постепенно ребенок станет соотносить то, что вы делаете со звуковым обликом слов, которые вы произносите.
Если происходит отставание в развитии речи, то это может быть вызвано многими факторами: Неправильным образом жизни (употребление алкоголя, курение и пр.), употреблением лекарственных препаратов, генетической несовместимостью родителей, отрицательным резус-фактором и другими причинами.
Норма и отклонение в развитии речи.
Если все то, что я описывала ранее считается нормальным речевым развитием, то существуют и отклонения в развитии и формировании речевой системы.
Чаще всего нарушения в формировании речи встречается у детей, которые были недоношенные, с низкой массой тела, запущенные, то есть родители не занимались их речевым развитием и не проявляли интересна к ним.
Чаще всего тревожным сигналом станут показатели того, что если в речи у ребенка отмечается:
— у малыша нети гуления и лепетной речи, и он не может поймать взглядом, движущийся предмет;
— ребенок не проявляет любой реакции на эмоционально окрашенную речь взрослого;
— ребенок не проявляет интереса к окружающему мира и у него запаздывают периоды формирования речи;
— его речевые реакции не эмоциональные, монотонные и тихие очень;
— у ребенка есть спазмы речевой мускулатуры, нарушена подвижность языка;
— к концу первого года жизни отсутствуют слова и сохраняется однообразный лепет;
— ребенок не может самостоятельно отыскать глазами источник звука;
— у него сложности с приемом пищи (жеванием и глотанием), повышенное слюнотечение;
— ребенку безразлично, что его не понимают и у него отсутствует желание овладеть средством общения;
— у ребенка не появляются слова, и он предпочитает выражать свои желания жестами, а не словами.
Не стоит ждать, если вы сейчас поняли, что у вашего ребенка есть какое-либо отклонение в развитие речи, стоит лучше показать его опытному специалисту, чтобы понять точно, есть ли о чем вам волноваться. Чем раньше выявить отклонение, тем больше времени будет у вас что бы исправить и помочь сформировать речь правильно у ребенка и тем меньше будет проблем у вашего малыша.
Я могу дать, как логопед с опытом работы более 10 лет такие рекомендации для родителей, если они самостоятельно готовы начать помогать своему ребенку овладевать правильной речь:
— Начните расширять словарный запас ребенка, знакомьте его с новыми словами. Это можно делать через общение с ним, чтение вместе произведений.
— Исправляйте свои неточности в произношении слов и звуков, именно ваши, а не ребенка до года! Речь ребенка формируется по подражанию вам.
— Обучайте его правильно строить высказывание.
— Очень внимательно относитесь к тому, что с ним происходит, тому как он развивается, а это можно достичь только через установление контакта с ним и принятия его.