Доброго времени суток дорогие читатели. В этой статье мы с вами поговорим про нормы речевого развития у ребёнка в возрасте от 3 до 4 лет. Вы узнаете какие особенности существуют в речи у ребёнка в этот возрастной период. Я вам расскажу про нормы развития речи в данном возрасте и как родители могут помочь ребенку развить речь дома, приведу несколько примеров упражнений.
Возрастной период детей до 4 лет характеризуется развитием познавательного интеллекта. У таких детей очень развита познавательная способность, они интересуются окружающим миром и тем, что в нём происходит. Дети в этом возрасте постоянно спрашивают и задают вопросы. Родители должны отвечать на вопросы детей, внимательно их выслушивать и давать максимально понятные ответы ребенку в этом возрасте.
Особенности речи детей 3-4 лет.
Сейчас мы с вами поговорим про особенности, которые встречаются в речи у детей в возрасте от 3 до 4 лет. Конечно, речевое развитие у каждого ребёнка проходит индивидуально, но всё же, можно выделить определенные отличия. В этот период ребёнок очень сильно овладевает речью, происходит рост и накопление словарного запаса, его речевые конструкции значительно усложняются и происходит улучшение артикуляции. В этот период речь ребёнка характеризуется быстрым ростом и накоплением, она очень ситуативная и определяется конкретной ситуацией. В этот период времени активно накапливается лексика у детей. По некоторым источникам словарный запас такого ребёнка может составлять около 2000 слов. Но в речи у детей возможны искажения некоторых длинных и непонятных слов. У детей в этот период возможно перестановки местами звуков и слогов в сложных словах, но это не вызывает больших затруднений если ребёнок развивается нормально и его можно обучить и поработать с ним на над правильным построением лексико-грамматических конструкций. Предложения в этом возрасте у ребёнка могут состоять из 3-4 слов они значительно улучшаются и развиваются. Допускается в речи у детей такие ошибки, как согласование окончаний прилагательных и существительных, изменение глаголов по лицам и числам. Развитие мышц артикуляционного аппарата у детей в этот период тоже протекает своим темпом. Постепенно уходит смягчение некоторых звуков и речь приобретает нормальный звуковой окрас в этот период еще допускается нарушение в произношении звуков Л и Р. Некоторые дети в возрасте 4 лет пока самостоятельно не могут связано пересказать текст, или составить рассказ по картинке, но они могут удачно составлять описание по серии картинок краткими предложениями. В этот период также хорошо развивается память, и ребёнок может заучивать стихотворение, также у детей развивается интонация, но они не всегда могут отличить громкий голос и тихий.
Нормы развития речи в 3 4 года.
Сейчас мы с Вами рассмотрим нормы развития речи в 3-4 года. Не все родители в состоянии определить нормально ли развивается их ребёнок в этом возрасте. Чтобы проще было ориентироваться Вы можете обратиться к некоторым нормам речевого развития категории детей этого возраста.
Дети в этом возрасте могут хорошо рассуждать и делать простые выводы.
Ребёнок хорошо знает, как его зовут, может назвать своё имя фамилию и отчество, назвать имена родителей и близких родственников, кто его друзья, что он любит, во что играть.
Дети могут обобщать в группы предметы и называть их категорию, например, «еда», «одежда», «мебель», «посуда», «игрушки».
Дети хорошо должны уметь называть предметы и их признаки, например, вкусное яблоко.
Дети хорошо понимают действия предметов.
Дети хорошо играют и повторяют за взрослыми предложение из слова.
Если вы отметили что ваш ребёнок отстаёт от этих норм в речевом развитии, то возможно стоит обратить на это пристальное внимание. Вас должно насторожить, если в речь у вашего ребёнка есть следующие признаки.
Речь ребёнка малопонятна, невнятно и монотонно.
Если ваш ребёнок говорит очень быстро либо наоборот слишком медленно или растягивает слова. Если его речь полностью неоформленная и бессвязная. К если ваш ребёнок не может строить свои собственные фразы и высказывания, если он повторяет только фразы из мультфильмов или книг, которые он ранее слышал.
Если у него в речи нарушается звуки, если они взаимозаменяются, искажаются либо идёт перестановка слогов местами в словах.
Если его речь мало развита, если он не использует в речи предлоги союзы наречия.
Если у него отмечается постоянное открытие ротовой полости и чрезмерная слюноотделения. Если ваш ребёнок плохо держит равновесие он неловок, у него плохая координация он не может поймать мяч.
Если выполнение мелких движений вызывает у него трудности, например, застегивания пуговиц.
Если он невнимателен и не может сосредоточиться, если ему сложно сконцентрировать своё в течение 10 минут.
Если он слишком гиперактивен или наоборот он заторможен.
Если вы отметили у ребёнка такие признаки, то лучше всего показать его специалисту, а иногда лучше нескольким, потому что только опытный специалист может определить действительно ли нужно проводить какую помощь.
Как развивать речь ребенка в 3 4 года дома и какие есть упражнения.
Далее мы с вами поговорим как развивать речь ребенка в этом возрасте и обсудим с вами основные упражнения, которые помогут развить речь вашему ребёнку. Если ваш ребёнок развивается нормально, то не стоит думать о том, что речь у детей формируется сама по себе. Все игры упражнения, которые вы проводите дома со своим ребёнком формируют у него новые нейронные связи, которые в свою очередь помогают речевым зонам созревать и это всё влечет за собой развитие. Обратите Ваше внимание на развитие у него логического мышления, внимания и памяти развитие и таких процессов, которые помогают ему сформировать психологическую базу речи. Обратите своё внимание на то, как он умеет употреблять слова в речи, а именно окончание, число, лицо, падеж. Старайтесь расширять словарный запас. Проводите с ним игры на развитие разных форм речи, работайте с ним над совершенствованием артикуляционной моторики. Читайте ему выразительно стихи и рассказы. Обратите внимание на звучание своей речи, именно она является образом или эталоном формирования речи у вашего ребёнка. То как вы правильно произносить звуки, является образом правильного звукопроизношения, а если вы в речи специально, или не специально, искажая эти звуковой образ звука, то это вызывает формирование неправильного произношения вашего ребёнка. Обратите внимание на развитие мелкой моторики.
Подумайте, что конкретного в речи и в целом в развитии у вашего ребёнка можно выявить, уделите этому особое внимание. Используется в речи только игровые упражнения для занятий. Используйте наглядность и картинки. Старайтесь обогатить словарный запас у ребёнка, знакомьте его с различными сказками, скороговорками и пословицами. Попробуйте составлять рассказ по серии картинок, задавайте ему наводящие вопросы. Возьмите игрушку и старайтесь ее описать с ним. Если ребенку сложно также помогайте ему задавая наводящие вопросы. Давайте ему время чтобы он подумал.
С рождения до 1 года развитие речи ребёнка >>>
Развитие речи от 1 до 2 лет >>>